Для вас, родители

 Обязательно играйте! Даже летом!
                    
            Артикуляционная гимнастика для мышц щек, губ, и языка – ежедневная игровая тренировка даже летом. Для большинства детей крепкие артикуляционные мышцы – залог красивого звукопроизношения.
           Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения. В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!  
            Закрепляем звуки в играх  - подбирайте слова, фразы и стихи со звуком, который автоматизируется:
- «Цап-царап» - твоя ладонь в моей руке. Повторяй за мной слова, как только услышишь кодовое слово - быстро убирай свою руку. Если успеешь – ты выиграл;
- «Шаг вперед» - делай шаг вперед только тогда, когда верно повторишь за мной;
- «Барабанщик» - повторяй за мной слоги и отстукивай ритм;
- «Язык» - повторяй за мной, как только услышишь слово «язык» - высовывай язычок и ты победил;
- «Произнеси столько раз, сколько цветов на кусте»;
- «Наоборот»  - повторяй за мной. Когда я хлопну, ты топни и наоборот;
- «Наоборот 2» - я бросаю тебе мяч и говорю пару слогов/слов, ты бросаешь мне мяч и произносишь слоги/слова наоборот. Например: ТА-ДА  -  ДА-ТА;
- «Ставим в вазу» - повторяй только то, что можно поставить в вазу;
- «Зеркало» - встань напротив меня и повторяй за мной слоги/слова/фразы и  движения зеркально (хлопки, поднимание рук);
- «Я знаю пять слов…» Отбивай мяч об пол и называй 5 слов чем-то объединённых (со звуком «л», овощи, из трех слогов и др.);
- «Если это бывает летом» (в лесу, на море, синего цвета, летает и др.), то хлопни. Слова повторяй;
- «Отбери конфетку» - взрослый кладет на стол правую руку, в которой зажата конфета и дает указание ребенку: «Ты произноси слог/слово и ударяй кулаком по столу (легонько). Внимательно смотри на  руку, она разожмет кулак, а ты должен быстро схватить конфетку». Можно меняться местами;
- «Мода» - повторяй только то, что можно надеть;
- «Представь что ты…» (кошка – шипи, синичка – свисти, тигр – рычи и т.п.);
- «Съедобное-несъедобное» - играем как обычно. Только все слова повторять;
- «Что у меня в кармане» - повторяй только то, что может поместиться в кармане;
- «Зевака» - взрослый читает фразы, а ребенок повторяет, как только услышит кодовое слово, должен поднять палец вверх и ничего не говорить;
- «Почини строчки»  - взрослый перепутывает слова в словосочетании, а ребенок  должен исправить. Например: Посолили папин костюм – выгладили суп;
- «Что бывает, а чего нет» - не повторяй всякие небылицы.
                    Играем, развивая фонематические процессы: 
- «Повтори за мной» (слоговые дорожки – па – ба – па, та-да-та и т.д.);      
- «Где спрятался звук» (какой захотите) - в начале? В середине? В конце?
- «Назови первый (последний) звук в слове»;
- «Ищем звук [Л]»  в слове ЛОПАТА, КОЛПАК, КОЛ;  
- «Какой первый звук? Гласный или согласный?»;
- «Какой ты слышишь звук ТВЕРДЫЙ или МЯГКИЙ?» (В слове МИСКА, какой слышится звук [М] твердый или мягкий?);
-«Какой звук ты слышишь: ЗВОНКИЙ или ГЛУХОЙ?».
              Развиваем речевое дыхание: 
- Упражнения «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными.
Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой;
- «Игрушки».  Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха;
- «Султанчик», «Сдуй ватку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил посередине язычка. Дыхание остается прежним: вдыхаем через нос - выдох делаем через рот, не поднимая плеч;
- «Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан с водой налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку - чайник закипает, усиливаем выдох - он кипит, еще усиливаем выдох - вода бурлит. Не забываем - плечи не поднимать!  

            Давно доказано, что развитие речи и руки взаимосвязаны. Уделите внимание мелкой ручной моторике. Предлагайте ребенку раскраски, обводки, штриховки (следите, чтобы карандаш лежал в руке правильно), вырезайте фигуры и картинки, играйте в песочнице, развивайте тактильное восприятие. Придумайте увлекательную игру с бельевыми прищепками. Прищепка может превратиться и в динозавра, и в поезд, во все, что захотите.

Стимулирование речи

       Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (но, не растягивая слова) и отчетливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка?»,
       «Я вижу чашку», «Чашка на столе», «В чашке молоко», «Таня пьет молоко» и т. п.  

       Параллельный разговор. Этот прием отличается от предыдущего тем, что вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя «параллельный разговор», вы как бы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет использовать самостоятельно.

       Провокация, или искусственное непонимание ребенка. Этот прием помогает ребенку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим», «глупым». Например, если малыш показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку. Конечно же, первой реакцией ребенка будет возмущение вашей непонятливостью, но это будет и первым мотивом, стимулирующим малыша назвать нужный ему предмет. При возникновении затруднение подскажите малышу: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу машинку?» В подобных ситуациях ребенок охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот прием эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

        Распространение. Продолжайте и дополняйте все сказанное малышом, но не принуждайте   его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например:
        Ребенок: «Суп».
        Взрослый: «Овощной суп очень вкусный», «Суп кушают ложкой»
        Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подводите его к тому, чтобы он заканчивал свою мысль, и, соответственно, готовите почву для овладения контекстной речью.

        Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопровождение действий ребенка словами способствует непроизвольному обучению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи, ее выразительность, образность. Большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.
       Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включается в работу, ведь он напрямую связан с руками, вернее — крест-накрест: с правой рукой — левое полушарие, а с левой — правое.
       Немаловажное значение фольклорных произведений состоит в том, что они удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте со взрослыми. Большинство детей по своей природе — кинестетики: они любят, когда их гладят, прижимают к себе, держат за руки. Устное народное творчество как раз и способствует насыщению потребности в ласке, в физическом контакте.

       Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребенка ощущение собственной значимости и самоценности. Малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми: «Тебе налить полстакана молока или целый стакан?», «Тебе яблоко целиком или половинку?», «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?»

Логопедическая сказка
Зоопарк 
(Е.М. Косинова)

       Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.
       Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Бегемотики
Рот пошире открываем, 
В бегемотиков играем:
Широко раскроем ротик, 
Как голодный бегемотик.
Закрывать его нельзя, 
Да пяти считаю я.
А потом закроем рот-
Отдыхает бегемот.

                        О. Перова
       Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались.

Лягушки
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки – 
Я увижу ваши зубки.
Мы потянем – перестанем
И нисколько не устанем.
   
       Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! Давай покажем какой у слона хобот!
Слон
Буду подражать слону!
Губы «хоботком» тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Змея
Подражаем мы змее, 
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем, 
Только так, а не иначе.

       Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка
Я – веселая лошадка, 
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко – 
Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа
С волосами я дружу, 
Их в порядок привожу.
Благодарна мне прическа.
А зовут меня… расческа.

       Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!
Часики
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?




Роль семьи в развитии речи ребёнка



 Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии.                                 Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная. Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии.      Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни. Много неприятностей доставляют и так называемые вторичные психические наслоения, которые нередко возникают как реакция на речевой дефект. Появление такого рода психических наслоений является результатом многократно испытанных ребёнком неудач в ходе речевого общения, а также неправильной реакции окружающих на его речевой дефект (насмешки, передразнивания). Именно из-за вторичных психических наслоений иногда даже сравнительно небольшие дефекты речи, страдающие этими дефектами, воспринимают как самое настоящее несчастье, особенно это, усиливается с возрастом.

   Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то

речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни.

 Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.



                           Как организовать логопедические занятия дома?

   Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь.

   Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться:

Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.). Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших  пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки). Разрезные картинки из двух и более частей.

 Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую

 Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию». пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.

  Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

  Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.

Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая.

 Все занятия должны строиться по правилам игры!

 Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.

  Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится.

Развивающий мультфильм для малышей. 
Закрепляем цветовосприятие, уточняем звукоподражание, расширяем словарь детей.
 


ИГРАЕМ НА КУХНЕ


Логопеды и психологи не устают повторять, что развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики. Дело в том, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Хотите, чтобы ваш ребенок быстрее заговорил – развивайте мелкую моторику!
Мозаика, специальные пальчиковые игры и дидактические занятия– это все, конечно, здорово, но опять же – когда? Между тем, на кухне есть множество готовых пособий по развитию мелкой моторики.
Классический вариант – игра «Золушка». Помните, как злодейка-мачеха заставила свою бедную падчерицу перебирать мешок крупы? Мы с вами, пожалуй, ограничимся горстью фасоли и, допустим, гречки. Чтобы перебирать было интересней, подыщите пару игрушек разного размера: например, птичке подойдут маленькие крупинки, а поросенку – зернышки побольше. Следите только, чтобы кроха не подавился «дидактическим материалом», решив попробовать его на вкус.
Пересыпать крупу или муку с помощью ложки из одной миски в другую. Малыш с радостью поможет вам замесить тесто, насыпая муку из банки в миску. А как интересно просеивать муку или манку через самое настоящее сито! Кстати, если насыпать ту же муку или манку тонким слоем на подносе, можно порисовать по ней пальчиком. Слегка встряхнули поднос, и крупинки снова легли на нем ровным слоем – можно опять рисовать!
Завинчивать крышки на банках и бутылках – тоже отличное упражнение для развития мелкой моторики. Ненавязчиво сообщите ребенку, какого цвета та или иная крышка, и вскоре малыш удивит вас знанием основных цветов.
Завораживают детей и игры с водой. Подвиньте к мойке стул, включите воду тонкой струйкой или наберите ее в большую миску, а на стул поставьте малыша (предупреждаю, одежда очень скоро станет мокрой, так что лучше обойтись без нее – все равно потом переодевать). В миске можно пускать поролоновые губки-кораблики или переливать воду из одной чашки в другую. Не исключено, что дело закончится небольшим потопом. Однако, как показала практика, ликвидировать последствия такого потопа значительно проще, чем полтора часа развлекать ребенка, а, когда он, наконец, заснет, тратить драгоценное время на приготовление обеда.
Помогаем маме. Детям  в старшем возрасте уже можно доверить простые кухонные операции. Например, почистить отварные яйца, перемешать салат, накрыть на стол, посчитав предварительно, сколько понадобится тарелок, ложек, вилок и ножей. Комментируем: «Нож – справа, вилка – слева». Именно в таких простых, но в то же время очень осмысленных действиях прекрасно закрепляются основные логические понятия.
Раз картошка, два картошка... А как насчет арифметики? Трех четырех летний карапуз уже вполне в состоянии посчитать, сколько картофелин и морковок понадобится вам для супа. А по ходу дела ненавязчиво можно заметить: «Смотри, у нас тут три картофелины и две морковки. А всего – пять овощей». Заодно тренируем, между прочим, и логическое мышление, ведь мы объединили картошку и морковку одним понятием «овощи». Можно доверить крохе и разобрать пакеты, принесенные из магазина. Только предварительно вам нужно будет вынуть «опасные» яйца и стеклянные банки-бутылки. А теперь разбираем: овощи – на нижнюю полку холодильника, фрукты – в корзину. Вот вам и  классификации.
Скорлупная мозаика. Играть в эту игру на кухне можно, когда дети уже освоили приемы работы с кистью и клеем. Понадобятся  распечатки или крупные рисунки, их вы можете самостоятельно нарисовать на листе цветной бумаги. В тот день, когда вам для салата нужны будут вареные яйца, малыш не только поможет вам очистить их от скорлупы (он справится!), но и займется полезным творчеством. Кусочки скорлупы можно наклеить на рисунок. Например, вы нарисовали ель, а кроха украсит ветки «снежным покрывалом». Или сделает белую чешую рыбке. Или лепестки ромашке. И не страшно, если скорлупа при надавливании потрескается, так будет еще интереснее                                
Что изменилось? Кухня – прекрасное место для того, чтобы потренировать внимательность. Разложите перед ребенком несколько любых предметов (это могут быть фрукты, овощи, столовые приборы и пр.), для начала хватит 3-4. Теперь пусть ребенок отвернется, а вы уберите один из предметов. Более сложный вариант – не убирать предмет из поля зрения, а переставить на другое место. Задача  – восстановить исходное положение вещей.
Третий лишний. Это еще одна логическая игра, которая активизирует навыки анализа. Положите перед ребенком, допустим, яблоко, апельсин и спичечный коробок. Кто лишний в этой компании?Ответ нужно обязательно обосновать, причем, попытайтесь сделать это различными способами. Например, яблоко и апельсин можно катать, а коробок – нет. А почему? Потому что яблоко и апельсин – круглые, а коробок – прямоугольный. Яблоко и апельсин – съедобные, а коробок – нет. А что общего у этих предметов? Может быть, наличие оболочки (кожуры, коробочки), под которой спрятано содержимое? Как видите, открывается огромное поле для творческого мышления и нестандартных решений. Попробуйте группировать предметы по форме (круглые или удлиненные), цвету, размеру (большие и маленькие), назначению (что пригодится для сладких блюд, а что – для соленых) и т.д.
Тили-тили тесто. Хит сезона в этом возрасте – разнообразное тесто. Специальное соленое тесто пригодится для поделок. Для такого теста в равных пропорциях смешайте муку и мелкую соль, добавьте воды до консистенции мягкого пластилина, и после этого начинайте лепить самые разные фигурки. Потом они постепенно затвердеют на воздухе. Если вы хотите ускорить этот процесс, подсушите поделки в духовке на самом слабом огне.Или предложите ему раскатать песочное тесто, вырезать формочками печенье, украсить его изюмом или орехами.


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Речевое развитие дошкольников в условиях русско-белорусского билингвизма

«Белорусские народные игры в современном обществе»

«Летом играем и речь развиваем!»