Педагогическая копилка


Формирование временных и пространственных представлений у детей дошкольного возраста

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей.
Под пространственными представлениями понимаются представления об отношениях между объектами пространства или между пространственными признаками этих объектов. Они выражаются понятиями о таких пространственных признаках предметов как форма, их протяженность  (высокий - низкий, длинный - короткий),  понятиями о направлениях (вперед-назад, вверх-вниз, налево - направо), о расстояниях (близко-далеко), об их отношениях (ближе - дальше), о местоположении (в середине). 
Представления о последовательности смены явлений и состояний материи называются временными. Здесь мы имеем в виду смену времени суток, времен года, смену поколений. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо самим научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры  и упражнения.                        
   В соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, ориентируясь в пространстве, дети должны освоить:
u собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе);
u ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета;
u ориентироваться по основным пространственным направлениям, использовать это как систему отсчета;
u ориентироваться в двухмерном пространстве, т.е. на плоскости;
u пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).
 Существует определенная последовательность в усвоении пространственной терминологии детьми. 
     В младшем дошкольном возрасте дети должны понимать и стараться использовать во фразовой речи  следующие предлоги и слова: у, на, под, рядом, перед, вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева.
    В среднем дошкольном в возрасте дети должны понимать значение слов и предлогов вверх, вниз, вперед, назад, налево, направо, далеко, близко, внутри, снаружи, к, от, по, до, из, в, около, тут, здесь, там, везде, всюду, повсюду, туда, сюда и стараться использовать их во фразовой речи.
     В старшей группе дети должны понимать значение слов сверху, снизу, наверх, с, среди, между, вокруг, напротив, над, ближе, дальше и стараться использовать их во фразовой речи при выполнении математических заданий, в процессе продуктивной деятельности и в быту.
 Для развития пространственной ориентировки можно использовать следующие игры и упражнения.
- «Расскажи что справа, слева»
- «Двигайся по команде» (Используйте сюрпризный момент)
- «Посмотри внимательно. Найди вокруг предметы круглой (квадратной, треугольной, овальной) фор­мы»
- «Подбери игрушки (предметы) одинаковые (раз­ные) по величине»
- «Посмотри внимательно в окно. Расскажи, что ты видишь. Скажи, что расположено ближе, что даль­ше»
- «Рассмотри внимательно картинку. Расскажи, что нарисовано на первом (переднем) плане, на втором (среднем) плане, на третьем (заднем) плане.»
- «Иди по плану (карте) пути (ориентировка по карте, нарисованной родителями (от подъезда до стола во дво­ре, от качелей до дерева))»
- «Найди предмет в комна­те по отметке на схеме. Скажи, где ты нашел пред­мет»
- «Найди на плане все предметы, которые есть во дворе»
- «Размести по схеме игрушки на полках в шкафу»
 При работе над развитием временных представлений рассматриваются следующие понятия: сутки, неделя, вчера, сегодня и завтра, быстро – медленно, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье, понятия, определяющие последовательность событий («после», «перед», «сейчас», «потом» и т.д.)
   Для уточнения временных понятий «сегодня», «завтра», «вчера»  можно   использовать словесные дидактические игры и игровые упражнения, например:                                       
 «Продолжай!» 
 «В музыкальный зал мы ходили...» (вчера) 
 «Занятие по математике у нас было...» (сегодня)
 «Рисовать мы будем...» (завтра) И т. п.
Для уточнения понятий «быстро — медленно» также используем упражнение «Закончи предложение»: (предлагаются пары слов)
 Черепаха ползет …, а заяц скачет…
 Пешеход идет …, а машина едет …
 Жук летит…, а гусеница ползет…
 Поезд едет…, а машина…
     При  знакомстве с днями недели объясняем детям, что   сутки, которые люди обычно называют словом день, сменяются одни другими и имеют свои названия, 7 суток составляют неделю. Последовательность дней каждой недели всегда одна и та же: понедельник, вторник и т. д. Остановимся на некоторых средствах развития временных представлений у старших дошкольников. Для того чтобы дети лучше усвоили название дней недели, их последовательность, на практике следует знакомить детей с происхождением названий дней. Например, понедельник – первый день недели, вторник –второй, среда – средний, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота – конец недели, воскресенье – выходной день. В связи с тем, что время сложно для восприятия дошкольников,  следует использовать цветовую и цифровую  модель недели.
 Такие временные понятия как минута можно демонстрировать по песочным часам и секундомеру.
  При знакомстве с часами детям можно предложить следующие задания: нарисуй циферблат; назови по порядку числа; покажи часовую (минутную) стрелку; если минутная стрелка стоит на числе 12, а часовая на 1, значит, времени – …; если времени  половина пятого, то где будут стоять часовая и минутная стрелка. Для закрепления представлений о разных временных понятиях используем следующие дидактические игры и упражнения:
«Вставить пропущенное число» Времен года… Частей суток… Дней недели… Месяцев в году… В каждом времени года месяцев… В часе… минут.
  «Наоборот» Дети дополняют начатую педагогом фразу, подбирают слова противоположного значения (утро — вечер, сначала — потом, быстро — медленно и т. п.), определяют, что дольше: день или неделя, неделя или месяц, месяц или год.
   «Короче – длиннее»: неделя или месяц, 5 часов или сутки, 7 суток или неделя, 20 месяцев или один год?
  Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.
   Быстрому запоминанию временных представлений содействует чтение книг С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», В. Каверина «Песочные часы», Е. Шварца «Сказка о потерянном времени», В. Даля «Старик-годовик».
                                «Назови соседей»:
-  Назови соседей утра.
- У части суток-утра соседи - ночь и день, потому что до утра - ночь, а после утра наступает день.
-  Назови соседей ночи.
                           «Назови все части суток»:
-  Дети, я назову одну часть суток, а вы назовите все остальные, которые за ней следуют, чтобы получились сутки. День - что дальше! (Вечер).  Для закрепления понятий о сутках и о последовательности частей суток проводим беседу по таким вопросам:
-  «Вспомните, что знаете о сутках?»
-  «Какое сейчас время суток?»
-  «Какие части суток бывают еще?»
-  «Что наступает после вечера?»
-  «Как вы узнаете, что наступила ночь?»
-  «Назовите все части суток начиная с дня?»
  Таким образом мы показываем детям последовательность частей суток и даем представление о сутках в целом. При этом у них складывается понятие о текучести и непрерывности времени.




 «Применение здоровьесберегающих технологий
 в коррекционно-образовательном процессе »



  Очень важно отметить, что в логопедической работе с детьми по устранению речевых нарушений, учителя – дефектологи пользуются не какой – то одной универсальной и чудодейственной технологией, а комплексной системой, направленной в первую очередь на сохранение здоровья малыша, на коррекцию речевого нарушения и на личностное развитие. Преодоление этих нарушений с такими детьми  возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов работы.
  В своей работе  я активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы:
-артикуляционная гимнастика,
-пальчиковая гимнастика,
-су-джок терапия,
-дыхательная гимнастика,
-биоэнергопластика.


    Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, установили, что уровень развития речи находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, что способствует развитию внимания, памяти , мышления, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Песочная терапия оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка. Игры с песком учат прислушиваться к своим ощущениям, развивают тактильную чувствительность и мелкую моторику.

  Дыхательная гимнастика  способствует развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведется работа над развитием
силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. 

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.                  

    Логопедическая ритмика, или так  называемые упражнения на координацию речи с движением. Содружество двигательных упражнений с проговариванием специальных текстов под музыку дают хорошие результаты в формировании правильной речи.
    Биоэнергопластика являетя новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био-человек, энергия-сила, пластика-движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата , что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение. При этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.
  Уважаемые коллеги, это небольшой перечень  использования мною  разнообразных методов и приемов для развития речи детей. Данные приемы я использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается  работоспособность, улучшается качество образовательного процесса.

  


Учим детей правильно мыслить и говорить


    Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, когда   у него начинают складываться системные представления об окружающем. Дети осваивают мир природы, вещей, человеческих отношений, начинают ориентироваться в разных сферах действительности. Они должны овладеть способами и средствами взаимодействия с окружающими через свободное общение со взрослыми и сверстниками, усвоить все компоненты устной речи, практически овладеть нормами речи. В дошкольном возрасте складывается особый вид деятельности, направленный на познание мира, - речемыслительный; при этом не накопление знаний само по себе, а обеспечение в процессе их приобретения единства мысли и слова, мышления и речи является важнейшим условием познавательного развития дошкольников.  
   Для достижения желаемых результатов необходимы эффективные технологии. По мнению многих ученых и практиков одной из таковых является технология, основанная на ОТСМ-ТРИЗ (общей теории сильного мышления и теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает системное мышление и творческое воображение. Она  обеспечивает детям умение работать с разной информацией,  систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты окружающего мира, решать проблемы.
    
  Методика работы с проблемами. Эта методика позволяет научить детей решать проблемы, используя разные способы   их решения. Чаще других   проблемная ситуация решается путем решения противоречия. Воспитанникам дают понятие, что в любой проблеме надо найти объект и сформулировать к его признакам противоречие. Например, паутина должна быть липкой, чтобы в нее попадали насекомые, и не должна быть липкой, чтобы к ней не прилипал сам паук. В ОТСМ-ТРИЗ главным признаком проблемной ситуации является наличие противоречия, и  если ребенок умеет его формулировать, то у него вырабатывается способность к поиску способов разрешения противоречия для решения проблемы.

    Методика работы с именами признаков. Благодаря этой методике, дети учатся анализировать цвет, форму, величину объектов окружающего мира. С воспитанниками изучаются и менее знакомые признаки: звук и запах, температура и вес, влажность и рельеф, материал и расположение частей. В результате системной работы по ознакомлению с именами признаков дети приобретают умение  решать проблемы,  так как они узнают, что, изменяя значение одного признака, можно изменить весь объект. В дальнейшем ребенок  применяет усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач или проблем.
     
  Технология работы с сюжетной картиной, применяемая в детском саду, позволяет научить детей составлять описательные и фантастические рассказы  по мотивам сюжета картины. С воспитанниками выделяют объекты и детали, изображенные на картине, определяют связи в парах объектов.  С удовольствием дети «входят в картину» и описывают ее с точки зрения восприятия различными органами чувств. Они воображают: чем пахнет от объектов картины, каковы они на вкус и на ощупь, какие звуки можно услышать вокруг. Дети могут заглянуть в прошлое изображенных объектов, спрогнозировать их будущее, могут описать эмоциональное состояние объекта, входя в его образ и изменить эмоциональное состояние «героя»   в сторону улучшения. Дети подбирают пословицы к содержанию картины, составляют загадки и метафоры. В результате такой работы с сюжетными картинами у детей происходит значительное совершенствование речи, расширяется кругозор, развивается любознательность.
 «Методика обучения детей рассказыванию по портретам». Отличительной особенностью ее является то, что она создавалась совместно с детьми. Описание портрета проходит в определенном порядке. Дети, пользуясь придуманными символами, описывают портрет: персонаж, его пол, возраст, действия или движения. Они детально описывают одежду и местонахождение человека. Обязательно определяется время года или часть суток, предметы, окружающие человека на картине. С детьми обсуждаются чувства и переживания героя картины, его настроение. Обращается внимание детей на то, что настроение человека можно узнать по выражению его глаз, изображению губ, лица, позы. Для правильного понимания картины большое значение имеет  анализ ее цветовой гаммы. Важную роль играют предметы и детали обстановки, помогающие узнать увлечения,  образ жизни, эпоху, в которой жил герой картины. При использовании данной методики у детей развивается любознательность и активность. Дети приобретают умение разбираться во внутреннем  мире человека или героя литературного произведения, описывать его душевное  состояние. При этом дети принимают  живое, заинтересованное участие в образовательном процессе, учатся бесконфликтно разговаривать друг с другом.



Возрастные нормы речевого развития детей

    
Умение разговаривать — одна из самых важных способностей человека, с ее помощью людям удается контактировать с другими людьми и передавать нужную информацию. От глубины словарного запаса и умению его использовать зависит то, как будут относиться к человеку и насколько он сможет себя реализовать. Поэтому необходимо  научить ребенка говорить как можно раньше, но не стоит слишком спешить — для осмысленных фраз у ребенка должно сформироваться видение окружающего мира. Речь развивается постепенно.
Возрастные нормы развития звуковой культуры речи ребенка:
Возраст ребенка
Звуки, появившиеся в речи
1 год - 1,5 года
б, т, к, ч
1,5 года -2 года
ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х
2 года - 2 года 6 месяцев
сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н
2 года 7 мес. - 3 года 5 мес.
фь, вь, с, з, хь, л
3,5 года - 3 года 8 мес.
ч, щ
4 года - 4 года 6 мес.
ш, ж,
4 года 6 мес. - 5 лет
рь, р


3 года
     Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли. Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

3-4 года  
     Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....»,  «я надеюсь, что....» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.

4-5 лет  
     Обладает словарным запасом около 3000 слов. Знает свой адрес. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой - маленький, твердый - мягкий). Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны. Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п.

6 лет 
     Обладает словарем около 4000 слов. Все звуки произносит правильно. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи. Использует абстрактные и отвлеченные понятия. Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении. Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма.
       Также надо помнить, что речевое развитие ребенка является показателем его психического развития. Так что не только развитие психических процессов стимулирует речевое развитие, но и наоборот, развитие речи стимулирует психическое развитие.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Речевое развитие дошкольников в условиях русско-белорусского билингвизма

«Белорусские народные игры в современном обществе»

«Летом играем и речь развиваем!»