«Белорусские народные игры в современном обществе»
История
белорусских народных игр органически связана с историей народа, его трудом,
бытом, верованиями и обычаями. Известно более 400 белорусских народных игр. В
своей совокупности они синтезируют элементы фольклора, народного театра,
трудового и воинского искусства. До настоящего времени в Белоруссии сохранилась
большая группа игр с сельскохозяйственными и охотничьими сюжетами, которые с
учетом некоторых поздних изменений могут быть отнесены к древнейшим славянским
играм («Просо», «Редька», «Хорт», «Волк», «Крумкач» и др.), а также сохранились
игры, сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов
(«Зязюля», «Лось», «Яшчур», «Млын», «В тура», «Стрела», «Мак» и др.).
Определенный отпечаток на содержание белорусских народных игр наложили
различные исторические события, отголоски древних обычаев и порядков, например
панщины, рекрутской повинности, народных восстаний («Стрелец», «В казаков», «В
пана», «Некрут» и др.). В некоторых играх нашли отражение представления
скоморохов, кукольников («Медведь», «Каток», «Бег на ходулях» и др.). На
тематике более поздних по времени возникновения игр сказалось развитие
промышленности («У шашу», «Железка», «Тягники» и др.).
В
белорусских народных играх преобладают короткие перебежки, метания в цель и
ловля предметов, силовая борьба.
Организация
игр несложна, и, как правило, для них не требуется специальных площадок. Из
традиционных игровых снарядов и приспособлений для народных игр можно выделить
палки для метания (биты), палки для отбивания предметов в виде лопатки, кожаный
или тряпичный мяч (апука), клюшки, чурки, обработанные косточки животных
(бабки), чурку с заостренными концами («клёк»), деревянные круги - спилы
дерева, металлические колышки («трэнцики»), деревянные шарики. Целый ряд
детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В
подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок
драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой. В
играх раннего возраста трудно различить, где кончается песня и начинается игра.
Песня постепенно переходит в подвижную игру.
Народная
педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до
зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении.
Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего
дошкольного и школьного возраста.
Народные
подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие
сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру
воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в
команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает
эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое
применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из
поколения в поколение.
Игры
издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества:
доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Нет нужды
доказывать, что народные игры с давних пор были не просто развлечением, но и
обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на празднествах и
гуляньях непременно входили в «культурную программу». Вот, например,
ловилки-догонялки: и ловкость развивают, и внимание настраивают, и скорость
реакции улучшают. А специальные исследования показывают, что они еще и весьма
благотворно действуют на формирование культуры общения.
В
детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми
друг от друга, младшего поколения от более старшего. Вряд ли когда-нибудь мы
всерьёз задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на
санках с горки; или сколько лет «Казакам-разбойникам». Эти игры жили с нами с
самого детства и воспринимались нам как нечто само собой разумеющееся. А ведь
практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно
переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимание.
Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных
игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а
прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и
культурно-исторические.
Педагоги
высоко оценивают значение народных игр. Так П.Ф. Лесгафт именно народные
игры положил в основу системы физического образования. К.Д. Ушинский
считал эти игры наиболее доступным «материалом» для детей.
Благодаря
своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру,
ребенок эмоционально переживает. Детские игры полны смеха, радости и движения.
Комментарии
Отправить комментарий