«Особенности работы учителя-дефектолога в дошкольном учреждении»

   Во-первых, учитель-дефектолог в детском саду проводит полное и подробное обследование каждого ребенка на предмет особенностей его речевого, познавательного и социального развития, в процессе которого он определяет способности ребенка к обучению и к игре, что помогает ему организовать работу с этим ребёнком так, чтобы максимально компенсировать и подкорректировать выявленные недостатки развития.

   При обследовании учитель-дефектолог в детском саду, изучает медицинскую карту, что помогает ему понять характер недостаточности развития ребёнка и его причины. Если ребёнок переведён из другого детского сада, обязательно нужно ознакомиться с педагогической характеристикой. При проведении обследования основная роль отводится учителю-дефектологу, затем к обследованию подключаются психолог, руководитель физвоспитания, музыкальный руководитель.

   Во-вторых, учитель-дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.

   В-третьих, деятельность учителя-дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.

   Согласно статистике у каждого второго ребенка наблюдаются нарушения речи, многим детям сложно справиться с произношением новых звуков. Поэтому самой востребованной дефектологической специальностью является дефектолог. О развитии речи своего ребенка, особенно дошкольного возраста, родителям нужно позаботиться заранее.

   Занятия учителя-дефектолога направлены на:
  • формирование речи у детей, которые в 2-3 года не разговаривают;
  • исправление дефектов речи;
  • лечение заикания;
  • развитие не только правильной, но и красивой речи;
  • профилактику и коррекцию нарушений письменной речи;
  • развитие у детей с речевой патологией, оптико-пространственных представлений и функций моторики;
  • профилактику и коррекцию: звукопроизношения, общего и фонетико-фонематического недоразвития речи, нарушений письма и чтения.


   Конечно, не все дети нуждаются в услугах учителя-дефектолога. Однако детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития учитель-дефектолог в детском саду  необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
   Основной формой взаимодействия с родителями у педагога является тетрадь для домашних заданий. Тетрадь заполняется для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти. Если задание большое ,то лучше давать его по частям, чтобы не вызвать негативной реакции ребенка по отношению к процессу обучения.
   Родители знакомятся с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал учитывается загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих заданий  дома рекомендуется “играть на кухне”. Например, предлагаются игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

   Большую часть времени родители проводят на кухне, заняты приготовлением ужина. Малыш крутится рядом. Можно предложить ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он окажет посильную помощь и потренирует свои пальчики.

   Необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребенком по заданию педагога дает наилучшие результаты. Если родители не в состоянии сами оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребенка, то педагогам следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Речевое развитие дошкольников в условиях русско-белорусского билингвизма

«Белорусские народные игры в современном обществе»

«Летом играем и речь развиваем!»